Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир
Рассказать друг другу, чтобы узнал весь мир

О самом интересном в работе с современными детьми

Интервью с психологом-педагогом в канун Дня учителя
5 Октября 2021
О самом интересном в работе с современными детьми

Учитель – важное слово в судьбе каждого человека. Для многих оно имеет глубокое значение, выходящее за пределы просто передачи знаний. В канун Дня учителя журналисты Global Women Media встретились с экспертом в области психологии в образовании Ольгой Золотовой, чтобы поговорить о роли современного педагога и особенностях работы с современным подрастающим поколением.

Золотова_0T.jpg Ольга Золотова
кандидат психологических наук, экзистенциально-гуманистический психолог, тренер по терапевтическому арт-фехтованию

Первое образование Ольги Золотовой – учитель начальных классов, второе – психолог. С самого начала своей профессиональной деятельности Ольга была погружена в образовательный процесс, взаимодействовала с педагогами, руководителями учебных учреждений, родителями и учениками. Сегодня она ведет индивидуальные и групповые консультации, много общается со студентами, проводит собеседования у абитуриентов, выявляя у них навыки самодисциплины и коммуникации, лидерский потенциал и творческие способности.

Ольга Золотова – не только специалист с большим опытом работы, но и человек с глубоким мышлением, интересной жизненной позицией. Общаться с ней – одно удовольствие. В интервью Global Women Media эксперт поделилась своим видением современного образовательного процесса.

Золотова_02.jpg

– Ольга Павловна, каким, на Ваш взгляд, должен быть современный учитель?

– Думаю, «разгадка» кроется в первом же слове этого словосочетания. Основные педагогические правила и принципы остаются неизменными, но современный учитель – тот, кто, основываясь на ключевых знаниях и опыте, способен идти в ногу со временем, адаптировать методы и подходы к требованиям реальности и потребностям нового поколения.

Еще некоторое время назад в педагогике было распространено такое понятие, как «дети с особыми образовательными потребностями». К таким ученикам можно было отнести не больше 1-2 человек в группе или классе. В основном занятия проходили, как по шаблону, а учитель ориентировался на общую массу учеников. Сегодня всё большую популярность набирает термин «инклюзивное образование», и это достаточно интересная тенденция. Люди позволили себе быть более открытыми, искренними друг с другом. И это, с одной стороны, сделало образовательный процесс более интересным и индивидуальным, а с другой – в некоторой степени усложнило работу преподавателя.

Золотова_03.jpg

Современному учителю важно уметь видеть и принимать уникальность каждого ученика. Иногда для этого необходимо сформировать и развить у себя определенное мышление.

Для того чтобы увидеть особенности личности другого человека, понять и, главное, принять его таким, какой он есть, порой нам самим нужно разобраться в себе. То, как мы воспринимаем других людей, напрямую зависит от того, что происходит внутри нас, в нашем уме и сознании. Поэтому учитель как человек, влияющий на формирование личности своих учеников, должен вести большую и постоянную работу над собой.

Золотова_04.jpg

Когда я получала педагогическое образование, нам часто напоминали одно простое, но важное правило: учитель – тот, кто в первую очередь всегда учится сам. Педагог может быть современным только тогда, когда открыт новым знаниям, способен принимать те точки зрения, которые отличаются от его убеждений, смотреть на вещи с разных ракурсов. И, конечно, он должен не только давать знания, но и перенимать их у своих учеников. Подрастающее поколение очень многому может научить взрослых людей, показать мир совершенно с другой стороны. Главное – быть открытыми к этим возможностям.

Золотова_05.jpg

– Каким Вы видите современное подрастающее поколение? В чем его особенность? Что Вы считаете самым интересным при работе с молодежью?

– Современное поколение отличается высоким уровнем осознанности. Это люди, с которыми очень интересно общаться. У многих из них, несмотря на юный возраст, уже есть четкие жизненные планы и цели, понимание того пути, по которому они идут.

Сегодня молодежь искренне взволнована глобальными проблемами, она неравнодушна к судьбе мира. И, что немаловажно, подрастающее поколение готово действовать, ощущая свою ответственность в решении культурных, социальных, политических, экологических и экономических задач. Например, наши студенты принимают активное участие в разных акциях и проектах, сами проявляют инициативу и энтузиазм, не дожидаясь приглашения к действию. И это действительно очень радует.

Золотова_06.jpg

В этом году я проводила собеседование с абитуриентами, поступающими в Международный колледж искусств и коммуникаций, и с большим удовольствием рассуждала вместе с ребятами о разных понятиях и ценностях. Мне понравилось, что, говоря о профессиональной реализации, молодые люди очень глубоко мыслили относительно такой категории, как труд. Все они единогласно отметили, что хотели бы ощущать себя счастливыми, выполняя свою работу. По их мнению, труд приносит наиболее качественный результат тогда, когда доставляет самому профессионалу удовольствие. Вместе с тем счастье, получаемое от работы, должно не «расслаблять» специалиста, а, напротив, дарить энергию и силы для еще более эффективной и насыщенной деятельности.

Меня очень вдохновляет мысль о том, что подрастающее поколение воспринимает труд не столько как способ заработать и выжить, ограничивающий свободу творчества, сколько как единственный способ развития души и ума.

Современные дети, на мой взгляд, отличаются большой открытостью, свободой в общении, готовностью давать обратную связь взрослому поколению. И это позволяет нам, взрослым, лучше понимать их. Из этой особенности подрастающего поколения вытекает и один из важных критериев современной образовательной среды: важно, чтобы она была основана на многосторонней открытой коммуникации. Учитель обязательно должен общаться со своими учениками – они к этому не просто готовы, они этого очень ждут.

Золотова_07.jpg

– На каких принципах должна выстраиваться коммуникация между учителем и учениками? Должен ли учитель быть другом?

– Это интересный вопрос, на который у меня уже сформулирован ответ, потому что я много думала об этом. Недавно студенты спросили меня, нашла ли я смысл жизни и что вдохновляет меня в работе. Я ответила, что для меня важна живая встреча с учениками, коммуникация «человек – человек». На мой взгляд, именно так должно быть выстроено общение в образовательной среде.

В первую очередь важно, чтобы учитель видел в ученике Человека, а ученик видел Человека в учителе. Только после этого начинают появляться социальные роли, формирующие определенные правила коммуникации. В поведении учителя и учеников есть свои особенности, нормы дисциплины, но это ни в коем случае не отменяет человеческого отношения, на котором должна основываться коммуникация.

Золотова_09.jpg

Дружба является важной составляющей эффективного учебного процесса. Однако в этом случае она имеет несколько отличный от привычного понятия «окрас». Дружба между учителем и учениками заключается в умении слушать, уважать, понимать друг друга. И всё же важно осознавать, что учитель – это не равный товарищ, а скорее старший наставник.

Золотова_10.jpg

– Как родители могут помочь учителям в выстраивании эффективного образовательного процесса?

– У меня есть позиция, которая формировалась и трансформировалась на протяжении всего моего профессионального опыта. Порядка 15 лет назад я была твердо убеждена в том, что именно школа должна полностью отвечать за весь образовательный и воспитательный процесс ученика. Однако однажды в ходе беседы с учителями и родителями одна мама высказала точку зрения, которая полностью изменила мое отношение ко многим вещам. Женщина говорила о том, что у нее есть собственные жизненные принципы, ценности и ориентиры, которым она сама бы хотела научить своего ребенка. Тогда я впервые задумалась о том, что у семьи и школы разные задачи при воспитании и образовании детей.

Школа помогает ребенку получить набор важных знаний и навыков для того, чтобы в будущем он мог реализовать себя, достичь тех целей, которые были сформулированы в процессе воспитания родителями.

Золотова_11.jpg

Как семья может помочь в выстраивании эффективного образовательного процесса? Я думаю, в первую очередь, создав комфортные условия для учебы и отдыха дома. Современный мир полон стрессовых факторов, влияющих на снижение работоспособности ребенка. От усталости и напряженности человеку становится сложнее думать, фокусировать внимание на важных вещах. Поэтому задача родителей – помочь ребенку выстроить правильный режим, основанный на балансе учебы и отдыха, правильном питании и здоровом сне. Это позволит школьнику чувствовать себя спокойно и правильно расходовать энергию.

И, конечно, именно семья воспитывает с ранних лет в ребенке общую культуру его поведения. Родители могут значительно помочь учителям, научив своих детей правильно выстраивать коммуникацию в образовательной среде.

Золотова_12.jpg

– В канун Дня учителя что бы Вы хотели пожелать педагогам?

– Всегда помнить о том, насколько большое и полезное для всего мира дело они совершают. Каждый учитель вкладывает в своего ученика частичку себя – по-другому просто не бывает. Именно поэтому так важно, чтобы сам педагог был Человеком с большой буквы, имел четкие ценностные ориентиры.

Золотова_14.jpg

Главное, что учитель может подарить своим ученикам, а родители – своим детям, – это любовь и милосердие. И я желаю всем людям мира сохранять в своих сердцах два этих важных чувства, наполняя ими себя и окружающих. Только так мы сможем создать лучшее будущее для подрастающих поколений и воспитать из наших детей таких людей, в чьи руки мы с гордостью и воодушевлением сможем передать судьбу планеты.

Виктория Гусакова,

информационное агентство Global Women Media


Поделиться страницей:
Читать все статьи рубрики

АРХИВ НОВОСТЕЙ

© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат
информагентству «Global Women Media»
ENG
© 1996-2021 АНО ВО «ИГУМО и ИТ».
Все материалы принадлежат информагентству «Global Women Media»
ENG